При съемке с контровым светом встроенной вспышкой можно подсветить объект съемки. Для помещения или ночной съемки стоит разобраться с режимом «медленной синхронизации». После обычной вспышки «в лоб» диафрагма остается еще некоторое время открытой. В результате фон не «проваливается», не становится бездонно черным, а имеет вполне узнаваемые формы и достаточную яркость. При «медленной синхронизации» штатив будет плюсом.
Напоследок были оставлены сюжетные программы и автоматический режим. На камерах он иногда подписан зеленым цветом и называется «аборигенским». В настройках многие пункты оказывают недоступными, камера берет на себя заботу об этих параметрах. Для владельца, просто протоколирующего действительность, вполне разумный выбор.
Наличие сюжетных программ можно объяснить в цифровых компактах, где нет приоритета выдержки/диафрагмы. Сюжетной программой можно делать смещение экспопары, тем самым косвенно влияя на экспозицию. Пример, сюжет спорт — выдержка становится короче, ночная съемка — выдержка длинная. Включение пейзажной программы часто визуально улучшает снимок, привнося дополнительный теплый тон для закатов или рассветов. Действие сюжетных программ различно от одной молели к другой, поэтому для каждой модели лучше выяснить самостоятельно, какие преимущества можно получить от конкретного сюжета.
Небольшая глубина резкости, для снега введена поправка 1.3 EV, баланс белого оставил снег голубым (отражение неба)
Цифровым компактом можно успешно вести макросъёмку. В макро объектив переводится в положение, в котором он может фокусироваться с малых расстояний. Четыре-десять сантиметров — обычная дистанция для цифры. Достигаемое увеличение на пленке можно получить лишь с дорогими специальными объективами. Трудность в макро представляет фокусирование и резкость. Автоматическое фокусирование часто выбирает не ту точку, которая нужна вам. Зону фокусирования можно подвинуть лишь на некоторых компактах. Фокусирование, затем перекомпоновку делать рискованно: экспозиция будет не та и расстояние легко сбивается, если камера в руках. Несколько миллиметров в макро уже активно влияют на снимок из-за малой глубины резкости. Воспользоваться можно штативом, закрыть максимально диафрагму, использовать ручное фокусирование. Ручная фокусировка непростое дело для цифровой камеры, но возможное. Закрытая диафрагма увеличит глубину резкости.
Перечислим некоторые возникающие фотографические трудности и пути их решения.
— Излишний контраст кадра. Часто встречается в пейзаже: небо невыразительное, обесцвеченное или земля очень темная. Решение в использовании внешнего градиентного фильтра. Поступают еще так: делают два снимка. На одном верно передается небо, на другом все остальное. Затем на компьютере два кадра терпеливо склеиваются. Есть другая техника — контрастного маскирования, которая применяется только к одному кадру и очень эффективна. Объяснение выходит за рамки данной статьи.
— Снимок слишком темный или светлый. Если съемка велась в RAW, в конверторе подстраиваем поправку экспозиции. Иначе, в программе обработки настраиваем кривые. Часть информации при этом на оригинальном снимке отсутствует, но удовлетворительный результат получить можно.
— Заметный шум. Разноцветье убирается в специальных программах обработки. Эффект ограниченный, влияет на резкость кадра. Другой вариант: уменьшить оригинальное изображение.
— Объект не резкий. Тут две причины: промах фокуса, смазывание. Уменьшение картинки улучшит ее восприятие.
— Невыразительная композиция. Можно сделать попытку провести кадрирование. Некоторые камеры позволяют это сделать в режиме просмотра, но лучше на компьютере.
Как видно по перечисленным проблемам, часть улучшений производятся на компьютере. Где проходит в цифровой фотографии граница творчества: камера/компьютер? У каждого она своя и зависит от личных способов работы и пристрастий. Если что-то можно выполнить на компьютере, лучше сделать это на нем, поскольку гибче возможности и точнее контроль по большому монитору. Суть фотографии, светопись, остается в камере. На экспозицию, сидя за компьютером, влиять нельзя: если информация на чувствительном элементе не зафиксировалась, ей там взяться неоткуда. Глубины резкости не прибавить. Размыть фон можно в специальных программах, но выглядеть эффект будет искусственно.
Важно, что выполнение операций на компьютере ведёт к менее естественным кадрам и с некоторого неопределенного порога зритель начинает воспринимать и комментировать не фотографию, а компьютерные эффекты.
Самым главным инструментом и движущей силой в фотографии остается фотограф. Практика с одной камерой, понимание особенностей и ограничений ее работы позволит существенно поднять технический уровень снимков.
Что делать дальше со всем этим багажом книжных знаний? Идти снимать, использовать один режим, затем другой, постепенно расширяя понимание отдельных частей и вместе с тем всего целого. Техника — это очень просто, самая легкая часть фотографии, ей владеют миллионы. Осознают себя гениями и известны немногие.