Обработка цифровой фотографии

Рекомендуем тем, кто намерен воспользоваться нашими советами, обратить внимание на следующее:

Все скриншоты сделаны с версии программ для Макинтошей (в нашем случае под OS X). Окна и элементы управления для версий под Windows выглядят похоже, и Вам будет несложно найти аналогии. В тех случаях, где различия существенны, мы приводим скриншоты и для Windows;
Все названия пунктов меню и кнопок переведены на русский язык, но для удобства ориентации в английских версиях программ мы сохраняем англоязычные термины. Чтобы их увидеть нужно просто навести курсор на русский термин (слегка выделенный) и во всплывающей подсказке появится английский вариант. Мы помечаем таким образом несколько первых упоминаний данного термина, но далеко не каждое его появление в тексте;
Для начала попробуем объяснить, что скрывается под этим загадочным термином — Динамический Диапазон. Этим страшным словосочетанием обозначают то, сколько ступеней в разности контраста может зафиксировать то или иное устройство – в нашем случае фотокамера. За единицу измерения обычно принимают ф-стоп: изменение экспозиции на один шаг, или, говоря человеческим языком, уменьшение светового потока наполовину. Например, разница между двумя экспозициями с одинаковой выдержкой и диафрагмами 5.6 и 8 как раз и будет равна одному ф-стопу.

Человеческий глаз способен видеть разницу в контрасте с динамическим диапазоном 12-14 ступеней (ф-стопов) – то есть, разглядывая темный лес на фоне яркого неба мы способны одновременно различать детали как в лесу (ветки, стволы деревьев) так и на небе (мелкие и редкие облака). Никакая фотопленка, слайд и даже фотосенсор не способны различать контраст с таким широким динамическим диапазоном. Вы непременно должны уже были столкнуться с этим – например, снимая тот же самый пейзаж с темным лесом и светлым небом, вы сможете получить либо кадр, где детали будут присутствовать в лесу, а небо будет очень светлым (или просто белым), либо детали будут присутствовать на небе, а вместо леса будет большое черное пятно. Это происходит потому, что динамический диапазон у хорошего слайда всего около 5 ф-стопов, а у негативной пленки — около 7.

Цифровые матрицы имеют различный динамический диапазон, но он обычно либо меньше, либо сопоставим с показателями пленочных материалов. Что же делать, спросите вы?

Обработка цифровой фотографии: Две экспозиции

Две экспозиции:
недодержка и передержка
Профессиональные фотографы уже давно используют так называемые Градуальные Нейтрально-Серые фильтры. Такой фильтр представляет из себя стеклянную пластину, половина которой лишь частично прозрачна (заполнена нейтрально серым) и поглощает световой поток, уменьшая его на несколько Ф-стопов, а другая половина совершенно прозрачна и между этими половинками есть зона, где серый плавно переходит в прозрачный.

В результате часть света от яркой части изображения поглощается фильтром и динамический диапазон снимаемого объекта сужается. К сожалению, такой фильтр помогает только тогда, когда изображение можно разбить на две половинки – например, небо и лес. А если перед лесом есть маленькое озерцо, в котором отражается солнце? Тут Градуальный фильтр бессилен. Фильтр – да, но Цифра – нет (да-да, мы знаем, что Вы это знали…).

Хватит теории, давайте посмотрим как сделать то, что не способен ни один профессиональный фотограф снимающий на пленку (мы, конечно, знаем, что Вы знаете, что этот фотограф ничего не знает о том, что отсканировав свой кадр, он тоже сможет воспользоваться этой техникой…)

Обработка цифровой фотографии: Экспонированный по земле снимок

Итак, у нас есть кадр с большим динамическим диапазоном. При съемке на этом кадре получится либо очень светлое небо, либо слишком темные скалы. Если при съемке мы воспользуемся Градуальным фильтром, то сумеем решить проблему широкого динамического диапазона, но одинокая скала выступающая над линией горизонта все равно останется слишком черной…

Обработка цифровой фотографии: Экспонированный по небу снимок

Берем RAW-файл и с помощью конвертора (в нашем случае C1) создаем два файла – один содержащий нормально экспонированные скалы (Экспокорреция + 0,5 EV), а второй с нормально экспонированным небом (Экспокорреция — 0,6 EV).

Обработка цифровой фотографии: Добавление слоя

Открываем оба файла в Photoshop. Теперь выбираем инструмент Перемещения и просто перетаскиваем одно изображение на другое удерживая при этом клавишу Shift. Теперь у нас есть файл, в котором наши экспозиции расположены друг над другом в виде слоев.

В принципе, совершенно не обязательно, чтобы переэкспонированный кадр располагался над недоэкспонированным или наоборот – от порядка зависит только то, что вы будете маскировать: Светлые Тона или Тени.

В нашем примере переэкспонированный кадр расположен сверху, поэтому мы будем маскировать (т.е., скрывать, используя маску) Светлые Тона.

Обработка цифровой фотографии: Диалог Цветовой Диапазон

Воспользуемся выборкой Диапазон Цвета. В нашем случае нам подойдет диапазон выборки Светлые Тона. В другой раз вы можете также воспользоваться выборкой по Теням или конкретному цвету (например, цвету неба). Мы рекомендуем делать это с помощью пипетки, кликая на нужную часть изображения, и затем, регулируя Размытие, добиваться более точного выделения участков, которые подлежат маскированию.

Итак, мы выделили требуемую область. Можно подкорректировать результат вручную или с помощью Быстрой Маски. Теперь нам нужно создать плавный переход от одной экспозиции к другой – так называемый градиент.

Обработка цифровой фотографии: Сглаживание селекции

Мы сделаем это с помощью команды Размыть Выделение. Чем больше число, тем более плавным будет переход.

Однако имейте ввиду, что если у вас на изображении есть маленькие темные веточки на фоне светлого неба, то слишком большое размытие (более 10) приведет к появлению светлого и неестественного ареола вокруг темных объектов. Чуть ниже мы расскажем, как с этим бороться. В нашем случае будет достаточно размытия с радиусом в 20 пикселов.

Обработка цифровой фотографии: Добавление маски

Теперь превращаем Выделение в Маску. Для этого нажимаем иконку Добавить Маску Слоя в палитре Слои, одновременно удерживая Option (Alt для PC). Если бы мы просто нажали эту иконку без Option (Alt для PC), то наше выделение (то есть, светлое небо) стало бы прозрачным, а остальная часть изображения была бы маскирована. Поскольку мы хотим совершенно обратного эффекта, то при нажатии удерживаем Option. Или можно было бы предварительно Инвертировать Выделение.

Обработка цифровой фотографии: Результат соединения снимков

И все. У нас получилась замечательная фотография, совмещающая в себе две экспозиции и демонстрирующая реальность так, как это видел человеческий глаз в момент съемки, а не так, как это сумел запечатлеть фотосенсор.

И как видно, скала (в нашем случае называется Молот Тора) совершенно нормально экспонирована на фоне неба, что было бы невозможно при использовании Градуального Нейтрально Серого фильтра.

Обработка цифровой фотографии: Маска

Если на снимке есть мелкие элементы, вокруг которых после такой обработки появился светлый ореол, то это довольно легко исправить, переключившись на только что созданную маску и рисуя по ней Мягкой Кистью черного цвета с невысокой Прозрачностью.

Добавить комментарий